Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Предупреждая возможные вопросы - эта рецензия полна моих личных впечатлений (и немного моим мироощущением). Спорить можно, но бессмысленно - объективности не завезли.
The Stanley Parable мне настойчиво вручили с условием написать обзор без спойлеров. И это действительно важно. Если вы читаете эти строки и еще ничего не слышали об этой игре – ни в коем случае не ищите подробностей в интернете, не читайте прохождения, не смотрите летсплеи. Просто запускайте игру, а как закрутить романы со спутниками прочтете потом. Или нет.
Как минимум, потому что в игре нет спутников. А еще миникарты нет. И графона нет - игра выросла из мода на движке Source, и HD в названии больше касается новых ракурсов камеры и деталей интерьера, чем общего уровня графики. Да тут даже прыгать нельзя! Но это неважно.
Главное, что первое нежное прикосновение не должно быть омрачено излишним знанием. Игра держится на своей идее, и пересказ испортит всё удовольствие. Так что эту рецензию дальше тоже не читайте. Если вы допускаете, что игры давили не только на спинной мозг, то The Stanley Parable просто нельзя пропустить. Не верите мне? Поверьте хотя бы ее Metascore и купите, одолжите или где-нибудь скачайте. Если жалко полной цены, то дождитесь бандлов или распродаж, но все равно ничего о ней не узнавайте. Наслаждайтесь.
А я продолжу под спойлером.
Спойлер
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Все потому, что основная концентрация впечатлений приходится на первый час игры. То, с каким настроением вы сделаете первые шаги в мире Стенли, определит оставшийся путь. Нет, игра не начинает проседать в середине, и не сдувается к концу. Темп постоянно нарастает, ложная скромность отбрасывается, и The Stanley Parable, медленно и ласково проникнув в голову игрока, неожиданно взрывается яркими красками сюрреализма*. Бац! И перед вами изнанка вселенной.
Любуйтесь.
Возможно, это интерактивное кино. Или даже аудиопритча. Игра могла бы поместится в рамки текстового квеста или двухмерного платформера. Не поместилась - погрузить игрока в непостижимые законы местной физики можно только в 3D. Но настоящую жизнь ей придает рассказчик, чей текст блистательно начитал Кеван Брайтнинг (Kevan Brighting). О, этот голос, сопровождающий тебя повсюду. Он занял в моем сердце почетное место рядом с ГЛэДОС. То, что дубляжа нет – скорее к лучшему, так как работа актера озвучки в игре на высшем уровне, сомневаюсь, что возможен адекватный перевод без столь же талантливого актера (хотя голос из Little Big Planet подошел бы).
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Проработанные уровни игры вызывают эффект присутствия - кажется, что The Stanley Parable действительно реагирует именно на игрока, а не подчиняется скрипту. Притча сама играет в игрока, потихоньку изменяя картину окружающего вас мира. Возможности персонажа в игре можно пересчитать по пальцам одной руки, но зато они грамотно обыгрываются. Такие ограничения позволяют обойтись без невидимых стен и практически избежать непредусмотренных шагов. Меньше путей - меньше тупиков. Игра не распадается и уверенно держит ритм (или аритмию). Простейший геймплей здесь лишь инструмент рассказчика, а не основа игры. При этом The Stanley Parable не могла бы быть книгой или фильмом, в отличие от, скажем, Dear Ester. Интерактивность - неотъемлемая часть Притчи, лучшая возможность втянуть человека в воображаемый мир и направить в глубины собственного разума. Простенькая графика может резать глаз, но и немало определяет в ощущениях от игры. В на движке последнего поколения было бы, возможно, эффектнее, но наверняка по-другому.
Поначалу внимание отвлекает банальное вступление, с читающейся между строк моралью. Не слишком актуальная для меня, еще Гоголем выведенная мораль, и с ощутимым американским привкусом. Она вязнет, скрипит песком на зубах и заставляет разочарованно вздохнуть, как вдруг отходит на второй план, а потом постепенно растворяется.
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
И на пьедестал вскарабкиваются пытки разума. О да, игра не лезет в душу, она просто проверяет, насколько вы в своем уме, играет на эмоциях. Расслабьтесь и живите в ней.
Спустя пару часов наваждение спадает, вы сбрасываете с себя власть The Stanley Parable и перехватываете бразды правления, но первые минуты дезориентации бесценны.
Зато теперь можно хорошенько осмотреться, заглянуть во все углы и насладиться чувством юмора разработчиков, актерской игрой и буйством фантазии.
The Stanley Parable - одна из игр, придающих смысл инди-разработке и Steam Greenlight, артхаус от геймдизайна. Идеальная фантасмагория - остроумная, тонкая, выдержанная. Еще один аргумент к спору о том, можно ли считать игры искусством.**
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
Нежное проникновение: рецензия на The Stanley Parable
*Это предложение многим показалось порнографичным. Вообще, игра неожиданно, но ласково трахнула меня в мозг, так что да, порнография.
**Да, я сторонница идеи, что геймплей в играх не обязателен.
Крутить романы со спутниками и порнография. Должно быть интересно. c:
Геймер TheNaughtyPirate 17
TheNaughtyPirate писал:
Крутить романы со спутниками и порнография. Должно быть интересно. c:
Да.
Но там нет спутников.
Геймер woody_woodpeker 53
Мне даже захотелось её купить. Но опасаюсь за свои мозги, коих и так осталось немного.
Плюсатор ppnikpa 52
Даже прочитав спойлер, я ни хрена не понял =(
XCommander FOSTER_ok 63
ppnikpa писал:
Мне даже захотелось её купить. Но опасаюсь за свои мозги, коих и так осталось немного.
FOSTER_ok писал:
Даже прочитав спойлер, я ни хрена не понял =(
Нормальная реакция на творение в духе постмодернизма, будь то художественное произведение, игра, фильм или философский трактат.
Wiedźminka Elle 79 *
Ага, т.е. вы тоже считаете, что бредовое разбрызгивание разноцветной мочи на полотно, считается искусством, как те ребята, что так считают?
Elle писал:
ppnikpa писал:
Мне даже захотелось её купить. Но опасаюсь за свои мозги, коих и так осталось немного.
FOSTER_ok писал:
Даже прочитав спойлер, я ни хрена не понял =(
Нормальная реакция на творение в духе постмодернизма, будь то художественное произведение, игра, фильм или философский трактат.
XCommander FOSTER_ok 63
FOSTER_ok писал:
Даже прочитав спойлер, я ни хрена не понял =(
Там идешь вперед и иногда поворачиваешь.
Все. Что еще ты бы хотел узнать?
FOSTER_ok писал:
Ага, т.е. вы тоже считаете, что бредовое разбрызгивание разноцветной мочи на полотно, считается искусством, как те ребята, что так считают?
Ты хочешь подискутировать о художественной ценности Черного Квадрата?
В любом случае, TSP не слишком абстрактна. В процессе игры все понятно, особенно если на слух понимаешь английский. Но никаких подробностей в рецензии не планировалось, только впечатления.
Ты можешь довериться моим впечатлениям, можешь не доверять. В любом случае ты прав - возможно, ты будешь ожидать от игры чего-то ПРЯМ ВАУ, и не факт, что ты это испытаешь.
Геймер woody_woodpeker 53
Я не увидел впечатлений. Я увидел спекуляцию на том, что "в обзоре не будет спойлеров". Подмена понятий не есть гут.
Вообще, если бы не отсутствие (
или может быть присутствие?) любимых владфорном зачёркиванийи ошибок с опечатками, я бы решил, что обзор написан им чуть более, чем полностью.woody_woodpeker писал:
Ты можешь довериться моим впечатлениям, можешь не доверять.
Но, возможно, я просто хочу есть, поэтому и придираюсь...
И как я уже говорил, я (своим скудным, ограниченным умишком человека с богатой фантазией) не понимаю ценности картины Малевича, но понимаю ценность того ажиотажа, что создался вокруг обсуждения ценности картины Малевича.
XCommander FOSTER_ok 63
ppnikpa писал:
Мне даже захотелось её купить. Но опасаюсь за свои мозги, коих и так осталось немного.
точно такая же реакция. Это нужно уметь: так заинтересовать, почти ничего по сути не сказав))
Плюсатор Darr 13
Вдохновенно написано)) интригующе...
Геймер AU_REvoIR 32
FOSTER_ok писал:
Я не увидел впечатлений. Я увидел спекуляцию на том, что "в обзоре не будет спойлеров". Подмена понятий не есть гут.
Вообще, если бы не отсутствие (
или может быть присутствие?) любимых владфорном зачёркиванийи ошибок с опечатками, я бы решил, что обзор написан им чуть более, чем полностью.woody_woodpeker писал:
Ты можешь довериться моим впечатлениям, можешь не доверять.
Но, возможно, я просто хочу есть, поэтому и придираюсь...
И как я уже говорил, я (своим скудным, ограниченным умишком человека с богатой фантазией) не понимаю ценности картины Малевича, но понимаю ценность того ажиотажа, что создался вокруг обсуждения ценности картины Малевича.
Даже в первой части только половина про спойлеры, а потом так вообще только в одном месте я упоминаю, что пересказывать эту игру вредно. :)
Нет, серьезно, а что бы ты хотел узнать? Про графон рассказала, порт озвучку рассказала, про то что геймплея нет рассказала. Про то что мне понравилось - тоже рассказала, всякие эфемерности про ритм и секс в мозг. Чего не хватает?
Геймер woody_woodpeker 53
woody_woodpeker писал:
FOSTER_ok писал:
Я не увидел впечатлений. Я увидел спекуляцию на том, что "в обзоре не будет спойлеров". Подмена понятий не есть гут.
Вообще, если бы не отсутствие (
или может быть присутствие?) любимых владфорном зачёркиванийи ошибок с опечатками, я бы решил, что обзор написан им чуть более, чем полностью.woody_woodpeker писал:
Ты можешь довериться моим впечатлениям, можешь не доверять.
Но, возможно, я просто хочу есть, поэтому и придираюсь...
И как я уже говорил, я (своим скудным, ограниченным умишком человека с богатой фантазией) не понимаю ценности картины Малевича, но понимаю ценность того ажиотажа, что создался вокруг обсуждения ценности картины Малевича.
Даже в первой части только половина про спойлеры, а потом так вообще только в одном месте я упоминаю, что пересказывать эту игру вредно. :)
Нет, серьезно, а что бы ты хотел узнать? Про графон рассказала, порт озвучку рассказала, про то что геймплея нет рассказала. Про то что мне понравилось - тоже рассказала, всякие эфемерности про ритм и секс в мозг. Чего не хватает?
Видимо секса =(
XCommander FOSTER_ok 63
FOSTER_ok писал:
woody_woodpeker писал:
FOSTER_ok писал:
Я не увидел впечатлений. Я увидел спекуляцию на том, что "в обзоре не будет спойлеров". Подмена понятий не есть гут.
Вообще, если бы не отсутствие (
или может быть присутствие?) любимых владфорном зачёркиванийи ошибок с опечатками, я бы решил, что обзор написан им чуть более, чем полностью.woody_woodpeker писал:
Ты можешь довериться моим впечатлениям, можешь не доверять.
Но, возможно, я просто хочу есть, поэтому и придираюсь...
И как я уже говорил, я (своим скудным, ограниченным умишком человека с богатой фантазией) не понимаю ценности картины Малевича, но понимаю ценность того ажиотажа, что создался вокруг обсуждения ценности картины Малевича.
Даже в первой части только половина про спойлеры, а потом так вообще только в одном месте я упоминаю, что пересказывать эту игру вредно. :)
Нет, серьезно, а что бы ты хотел узнать? Про графон рассказала, порт озвучку рассказала, про то что геймплея нет рассказала. Про то что мне понравилось - тоже рассказала, всякие эфемерности про ритм и секс в мозг. Чего не хватает?
Видимо секса =(
Кому? :)
Плюсатор Джин Кризсволт 61
Да ладно вам всем, отличный текст. Я захотел купить игру, что еще надо.
Геймер RapidFox 11
Очень информативная и полезная статья. Купил игру после прочтения. Автору творческих успехов)))
Геймер Ganondorf 28
Игра великолепна, но если бы была русская озвучка и little было бы шик.
Автор slavant 1
крутая игра
Новичок Wirexia 1
Моды на Source постепенно становятся культурной кладовой игроиндустрии - вспомните Dear Esther.
Плюсатор sire_henry 21
Купил недавно, нормалек, конечно с русской озвучкой было бы еще лучше)
Новичок stanleyparable-ru 2